8

Берлин сокрушается о разрыве отношений с Россией, которые складывались десятилетиями.

Особые отношения ФРГ с Россией начались вовсе не в 90-е, а в самом конце 60-х — в разгар Холодной войны. Несмотря на американскую оккупацию, федеральный канцлер Вилли Брандт начал политику налаживания отношений со странами коммунистического блока, и прежде всего, с Советским Союзом. На фоне мощнейшего противодействия в 1970 году было подписано соглашение на поставку в Западную Германию природного газа из СССР, что положило начало тесному взаимодействию двух очень непохожих друг на друга государств.

Примечательно, что «сделка века» могла быть заключена и на 10 лет раньше, однако канцлер Конрад Аденауэр с оглядкой на американцев наложил запрет на поставку труб большого диаметра в нашу страну, упомянув при этом о неких «интересах безопасности союзников». Однако следование интересам американцев в ущерб национальным стоило Аденауэру поста — немецкий бизнес не прощает многомиллионных потерь.

После падения Берлинской стены отношения двух стран получили новый импульс и продолжали развиваться и в сложные 90-е, и в нулевые годы. Но теперь, в 2014 году, Берлин снова под воздействием Вашингтона вынужден отказываться от взаимовыгодного сотрудничества в угоду сумрачной солидарностью с союзниками. Очевидно, что немецкий бизнес, который все более громко высказывает свое недовольство от потерь, исчисляемых миллиардами евро, еще покажет красную карточку федеральному канцлеру Ангеле Меркель. Но пока немецкие власти продолжают рушить особые взаимовыгодные отношения наших стран, которые складывались более 40 лет.

Сегодня многие влиятельные немецкие политики, включая экс-канцлера Герхарда Шредера, призывают вернуть Россию в «большую семерку», а бизнес озвучивает потери, понесенные непонятно ради чего. Так, по итогам 2014 года экспорт из Германии в Россию сократился на 18%, а в 2015 году сокращение ожидается на уровне 30%.

И если политическую составляющую наших отношений восстановить будет сравнительно просто — для этого достаточно только доброй воли немецких властей, российские власти всегда отмечали свою открытость к диалогу, то с экономикой все гораздо сложнее. За время «добровольного» отсутствия на российском рынке немецкий бизнес потеряет свою нишу. Ее займут компании из Юго-Восточной Азии. А восстанавливать позиции на рынке всегда на порядок сложнее, чем удерживать. В этих условиях Берлину остается только сокрушаться.

Поделиться в соц. сетях

0