США начали поставлять в Европу сжиженный природный газ. Эксперты полагают, что в ближайшее время этот факт не будет иметь резких негативных последствий для России. Однако в дальнейшем появление американского СПГ может оказаться миной замедленного действия, заложенной под экономику России.

Первая историческая поставка сжиженного природного газа из Соединенных Штатов в Евросоюз должна состояться в конце апреля. СПГ-танкер уже вышел из американского порта и взял курс к побережью Португалии. Американское издание Wall Street Journal отмечает, что на Европейском континенте близится война цен, которая самым непосредственным образом затронет Россию. Такое мнение разделяет аналитик Société Générale Тьерри Брос. Брос считает, что между СПГ и трубопроводным газом развернется полномасштабная ценовая конкуренция.

США начали экспорт СПГ совсем недавно. Так, в феврале сжиженный газ был поставлен в Бразилию. Поставщиком выступила американская Cheniere Energy, которая позже заключили долгосрочные договоры и с европейскими потребителями. Как ожидается, США уже в следующем году станут нетто-экспортерами газа и в среднесрочной перспективе смогут занять значимое место на европейском газовом рынке. А это уже несет потенциальную угрозу России, которая обеспечивает около трети потребностей Европы в «голубом топливе».

Обычно СПГ обвиняют в дороговизне. Однако, по расчетам WSJ, американский газ может стоить на европейском рынке около $4,3 за миллион британских термальных единиц (MMBtu). При этом цена российского газа в Европе сегодня в среднем составляет $5,8. Аналитики полагают, что «Газпром» может опустить цену до $3/MMBtu.

Эксперты отмечают, что война цен не приведет к окончательной победе какого-то одного поставщика. Однако она неизбежно скажется на рентабельности бизнеса. Учитывая, что наполняемость российского бюджета во многом зависит от деятельности «Газпрома», ситуация несет потенциальные риски для всей российской экономики.

Конечно, себестоимость американского СПГ, как и любого другого, значительно выше, чем трубопроводного газа, о чем уже неоднократно писал Российский бизнес-журнал. Но при определенном уровне цен поставлять сжиженный газ в Европу из Северной Америки оказывается рентабельно. Американские сланцевые проекты являются достаточно гибкими — их можно сравнительно просто законсервировать на период слишком низких цен и расконсервироть, когда цены пойдут вверх.

Впрочем, есть все основания полагать, что вывод на рынок ЕС СПГ из США преследует не только экономические цели. Американцы на протяжении всего последнего времени прикладывают максимальные усилия для того, чтобы разрушить сотрудничество России и Европы в газовой сфере. Так, именно благодаря усилиям американцев Болгария отказалась от реализации проекта газопровода «Южный поток», несмотря на его крайнюю привлекательность для этой восточноевропейской страны. Также США контролируют непредсказуемый киевский режим, в руках которого находится стратегическая газотранспортная система.

«Газпром» на протяжении ряда лет давал прогнозы, что у США не получится организовать полномасштабную добычу сланцевого газа, в связи с чем позициям компании в Европе ничего не угрожает. Однако сегодня поставки СПГ в страны ЕС — уже практически реальность.

Говорить о том, что Россия ничего не предпринимала для того, чтобы укрепить свои позиции на европейском рынке, нельзя. Наша страна пыталась обойти Украину в качестве страны-транзитера на южном направлении. Но все проекты — «Южный поток» и «Турецкий поток» — по разным причинам практической реализации не получили. Лучше обстоят дела на северном направлении, где удалось достичь договоренности о строительстве второй очереди «Северного потока» (читайте об этом: США напуганы российско-германским проектом и намерены остановить его). Также Москве удавалось достаточно успешно блокировать строительство новых трубопроводов, по которым газ из Закавказья и Средней Азии мог бы поступать в Европу.

Что касается СПГ, то у России не было и нет действенных механизмов, которые могли бы остановить его поставки в Европу. Единственным возможным вариантом являются упомянутые ценовые войны. Однако цена вопроса здесь слишком высока — наполняемость бюджета и стабильность всей национальной экономики. При этом все указывает на то, что война цен на европейском газовом рынке состоится вне зависимости от желания нашей страны. Поэтому, чем быстрее Россия сможет избавиться от чрезмерной зависимости от экспорта углеводородов, тем устойчивее будет ее экономика.

Фото: AFP 2016/ ANP/Lex van Lieshout

Помогите нам нести нашу информацию в массы! Подпишитесь на наши сообщества с социальных сетях: Твиттер, Вконтакте, Одноклассники, Фэйсбук.

Поделиться в соц. сетях

0