62

Несмотря на то, что официальной темой саммита Турция-ЕС, прошедшего накануне, был миграционный кризис, реальный круг обсуждавшихся вопросов был намного шире. В этом уверены специалисты американской разведывательно-аналитической компании Stratfor, которую часто называют «теневым ЦРУ». По их мнению, настоящей темой переговоров стали отношения Евросоюза с Россией и развитие конфликта в Сирии.

Сегодня Турция и европейские страны ведут переговоры по миграционной проблеме. Стороны договорились, что Анкара будет принимать обратно беженцев, отправляющихся с турецкого побережья через Эгейское море в Грецию. ЕС, в свою очередь, обязался обменивать их на легальных беженцев из Сирии. Акцент на сирийских беженцах важен в силу того, что они составляют около половины от общего числа лиц, достигающих греческих островов. Таким образом, если европейцы будут принимать только сирийцев, поток беженцев снизится ровно наполовину. Однако нет никаких гарантий, что соглашение будет исполнено. Уже несколько месяцев среди стран Евросоюза идет безрезультатная дискуссия о перераспределении тех беженцев, которые уже оказались на его территории. Германия, несмотря на все усилия, не смогла убедить другие страны принять беженцев, оказавшихся в Италии и Греции, поэтому маловероятно, что они согласятся на прием дополнительных мигрантов из Турции.

Кроме того, маловероятно, что и Анкара будет соблюдать подписанное соглашение. Во время прошедшей встречи турецкая делегация потребовала увеличения объема сделки с нынешних 3 млрд. евро. Турция практически сразу после подписания соглашения назвала эту сумму чисто символической и потребовала дополнительных миллиардов. К примеру, турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган говорил о том, что ЕС должен платить по 3 млрд. евро каждый год, о чем ранее сообщал Российский бизнес-журнал. Однако не деньги являются главным требованием Анкары. Турция потребовала и других уступок, включая введения безвизового режима и ускорения переговоров о членстве в Евросоюзе.

Также жестка переговорная позиция Эрдогана связана с сирийском конфликтом. Он уже несколько лет добивается введения бесполетной зоны на севере Сирии. Однако возможное военное вмешательство России делает такой проект слишком опасным без его согласования с Москвой. Сегодня ни США, ни ЕС не хотят рисковать идти на открытый военный конфликт с Россией, который может начаться, если Запад и его союзники попытаются установить некую бесполетную зону над Сирийской Арабской Республикой.

Во время прошедшего саммита Турция и ЕС обсудили возможность создания «гуманитарных» коридоров в Сирии. Очевидно, Турция, говоря о бесполетной зоне и гуманитарных коридорах пытается защитить от ударов российской авиации подконтрольных ей боевиков террористических группировок, руками которых Анкара пытается разделаться с президентом САР Башаром Асадом и курдами. Последние, по мнению Эрдогана, представляют для турецкого государства экзистенциальную угрозу, так как их автономия станет примером для курдов Турции.

Таким образом, Турция, ведя переговоры с Евросоюзом, пытается оказать давление на Россию, так как самостоятельно повлиять на действия РФ она не в состоянии. Попытка этого была предпринята еще в ноябре прошлого года, когда турецкий истребитель сбил российский фронтовой бомбардировщик Су-24. Однако операция ВКС РФ после этого не прекратилась. Более того, Россия перебросила в Сирию дополнительные силы, включая истребители Су-35С и ЗРК С-400 «Триумф», что стало неприятным сюрпризом не только для Турции, но и для США.

Ставка на Евросоюз, который должен повлиять на Москву, является весьма сомнительной. Отношения Европы с Россией находятся на самом низком за все постсоветские годы уровне, и виной тому — сам ЕС, который в 2014 году ввел антироссийские санкции. Попытка разговаривать с Россией с позиции силы не увенчалась успехом. Россия под действием санкций не только не пошла на уступки по важным внешнеполитическим вопросам, но и ввела контрмеры, оказавшиеся очень болезненными для экономик европейских стран.

В этой связи поддерживать режим бесполезных в политическом плане и вредных в экономическом отношении санкций становится все сложнее. Срок действия основных экономических санкций истекает в конце июля, и для их продления требуется единогласие всех стран-членов ЕС. Однако с этим в Европе наблюдаются большие проблемы. Поэтому, если хотя бы одна страна Евросоюза наложит вето, санкции будут отменены.

Наиболее слабыми звеньями антироссийской цепи являются страны, наиболее пострадавшие от миграционного кризиса: Греция, Италия и Венгрия. Эти государства имеют тесные экономические отношения с Россией и по этой причине заинтересованы в отмене санкций. Лидеры этих государств неоднократно делали заявления о желании отмены антироссийских мер, однако, когда дело доходило до принятия решений, они следовали в рамках общей политики ЕС. Поэтому достаточно сложно спрогнозировать, как Рим, Афины и Будапешт поведут себя в июле.

Официальный Берлин имеет определенные рычаги влияния в этом вопросе. Греция крайне зависима от финансовой помощи Евросоюза, поэтому в критические моменты всегда подчиняется воле Германии. Итальянское правительство собирается заключить соглашение с Европейской комиссией о повышении лимита дефицита бюджета. И в этом вопросе поддержка Германии может оказаться решающей. Венгрия в этом ряду выглядит наиболее независимым игроком. Однако, как показывает практика, небольшие страны ЕС никогда не идут вразрез воли Германии и Еврокомиссии, которые всеми силами пытаются сохранить режим антироссийских санкций. Эти факторы говорят в пользу того, что санкции с большой долей вероятности все-таки будут сохранены.

Однако такая постановка вопроса делает практически невозможным достижение консенсуса с Россией по сирийской проблеме. Россия полна решимости завершить разгром террористических группировок, а европейские страны продолжают играть в чужую игру, фактически оказывая им поддержку и предпринимая усилия, препятствующие их военному поражению. В этих условиях сложно рассчитывать на скорое окончание войны и прекращение потока беженцев. Понимают это, похоже, и в Берлине. Именно поэтому Германия требует от Греции построить больше центров для приема беженцев на своей территории и пытается договориться с Турцией по возврату нелегалов. Однако погода в Эгейском море с каждым весенним днем становится все лучше, а значит поток мигрантов в скором времени может снова достичь пиковых значений.

Фото: AP

Помогите нам нести нашу информацию в массы! Подпишитесь на наши сообщества с социальных сетях: Твиттер, Вконтакте, Одноклассники, Фэйсбук.

Поделиться в соц. сетях

0